Разделы перспективного плана логопедического воздействия при алалии
I. РАЗДЕЛ
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ
- Формирование восприятия:
- Цель: Научить ребенка узнавать изображение предметов контурной штриховой линии.
- Узнавание предметов наложением друг на друга;
- Научить детей составлять предмет из составных частей различного количества.
- Научить детей различать по звуковысотным характеристикам на материале звучащих игрушек;
- Научить детей определять направление звука на звучащих игрушках;
- Научить детей узнавать предметы на ощупь, т. е.по их фактурной характеристике.
ПАМЯТЬ
- Формирование памяти различных видов: зрительной и слуховой.
Задача: довести объем кратковременной до приближения до (7 +2=9) элементов, слуховой до норматива 7-2.
Научить детей запоминать в определенном линейном порядке номера, количество элементов ( от возраста) на материале предметных картинок, геометрических изображений, цифр, серии слов.
МЫШЛЕНИЕ
Формирование основных элементов мышления.
- 4 основных вида общения 3 -5 лет;
- Предметный: по форме, по размеру, по тяжести, по величине – под одно наименование.
- Обобщать по внешним признакам (лимон, огурец, часы) по функции.
- Родово – видовые обобщения: фрукты, овощи, ..
- Логический признак: живой и неживой.
Умение располагать предметы в определенной последовательности по внешнему признаку:
- По размеру;
- По высоте;
- По длине;
- По нарастанию, убыванию цвета( от ярко красного к розовому)
- Научить детей сравнивать – сопоставляемые понятия, отличающиеся одним существительным признаком: чем похожи и чем не похожи (девочка – кукла, доска – стекло..)
- Обучение детей элементарным счетным операциям.
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
- Работа с предметом
- Упражнение в равновесии
- Упражнение на совершенство ритма движения
- Упражнение на развитие пространственных отношений. Развивать у детей ориентировку в пространстве по отношению к какому – либо предмету.
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ РУК
Активные упражнения:
- Массаж (поглаживание, пощипывание, похлопывание от кончиков пальцев к запястью)
- Пассивные упражнения: логопед берет каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают – 3 мин.
- Изолированные – показывание каждого пальчика из кулачка.
- Перебирать сначала крупные цветные бусы, мозаику и группировать по цвету.
- Затем собирать крошки, крупу и спускание бутылку.
- Складывание пирамидок.
- Нанизывание бус на леску.
- Движение пересчета фишек на счетах.
- Мозаика.
- Показ указательным пальцем предметов.
ИГРЫ
Лепка. Конструирование, аппликация, вырезание, склеивание по методике детского сада.
II. РАЗДЕЛ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (развитие импрессивной речи)
- Научить детей понимать простые и сложные инструкции.
- Понимание предложений с помощью предлогов.
- С опорой на ситуацию (через инструкцию положи, спрячь)
- С опорой на сегментные картинки (отношение одного предмета к другому: Шкаф –платье)
- С опорой на ситуативную картинку.
- С опорой на символическое изображение предлогов (чашка..,шкафу)
- Научить соотносить название предметов с изображением.
- Научить понимать видимые грамматические категории слов: ед. и мн. Число, существительные, время глагола, падежные окончания, род глаголов прошедшего времени, женский и мужской род имени существительного. Ед. и мн. Число прилагательных. Окончание среднего рода.
- Научить детей понимать логико – грамматические отношения.
- Нарисуй сверху, снизу, покажи карандаш ручкой (кто светлее)
- Научить детей понимать рассказы соответственно возрасту.
- Адекватно отвечать на вопрос
- Придумывать полный зоголовок рассказу, выраженный предложением.
- Определить последовательность событий: что было первым, что затем, чем закончился рассказ.
III. РАЗДЕЛ
ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА (экспрессивная речь)
- Развитие диалогической речи. Работа над словом.
Формирование слоговой структуры слова у детей.(13 классов)
- Название 1 и 2х слоговых слов с открытыми слогами (мука, вата, кони, ива)
- Класс 3х сложные слова из открытых слогов (панама, малина, полено)
- Класс 1сложные (мак, кот, лук, нож)
- Класс 2х сложные слова (каток, веник, лимон, пакет)
- Класс 2х сложные со стечением согласных в середине слова (важно, ветка, туфли)
- Класс 2х сложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, картон, балкон)
- Класс 3х сложные слова с закрытым слогом (котенок, телефон, кабинет, теленок)
- Класс 3х сложные слова со стечением согласных (конфета, котлета, калитка, каблук)
- Класс 3х сложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, виноград)
- Класс 3х сложные слова с 2мя сочетаниями согласных (винтовка, космонавт, картинка)
- Класс 1 сложные слова со стечением согласных вначале или конце слова (кнут, танк, клей, хлеб)
- Класс 2х сложные слова с 2мя стечениями согласных (кнопка, стопка, брошка)
- Класс 4х сложные слова из открытых слогов (паутина, гусеница, Буратино)
Развивая структуру слова надо работать над семантической структурой слова/
РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков родного языка
- Развивать у ребенка фонематический слух.
- Сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения. (Поставить недостающие звуки, автоматизировать их, дифференцировать со сходными, ввести в самостоятельную речь).
- Формирование морфемной структуры слова:
- научить детей правильно употреблять грамматические формы, изолированные слова.
- научить детей навыкам словообразования
(Образовывать слова по аналогии, самостоятельно от заданных слов – как называют людей, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ, ВАРЯТ,..)
Скажи что это такое? Соритель, сушитель, ломатель….и т. д.
IV. РАЗДЕЛ
ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ
Задача. Научить детей правильно сочетать слова по смыслу.
- Работа по определению структурного аграмматизма;
- Научить строить предложения с опорой на модели.
- Сказуемое – дополнение в роли предложения. Дай мне, отдай брату, отнеси Оле. Работу над фразой надо начинать всегда со словосочетания, независимо от того, над чем работаем.
- Подлежащее – сказуемое (мальчик смеется)
- Подлежащее – сказуемое – дополнение (Папа читает газету)
- Определение – подлежащее (Белый снег, узкая дорожка)
- Определение – подлежащее – сказуемое (Желтые листья лежат)
- Определение – подлежащее – сказуемое – дополнение (обстоятельство), (Маленький мальчик сидит дома)
- Подлежащее – сказуемое – предлог – дополнение (Галя пошла в школу)
- Предложение с противительными союзами: А, НО (У тебя яблоко сладкое, а у меня кислое)
- С однородными подлежащими и сказуемыми (Мама смеется и плачет)
- С элементами подчинительной связи – подлежащее, сказуемое ( и) , подлежащее, сказуемое. (Дети пришли в школу, чтобы учиться)
Задача: Научить детей сочетать слова во фразе по законам грамматики (преодоление морфемного аграмматизма (Неумение сочетать слова в предложениях по законам грамматики)
Сначала: предложный падеж, винительный, дательный.
Затем: творительный, затем родительный – Он чаще выражается двумя словами.
- Подлежащее – сказуемое – предлог – дополнение (в предложном падеже) (Мальчик грустит о маме). Умение сочетать слова по законам согласования – на словосочетаниях (прилагательное – существительное ж.р., м.р, ср.р.) (Осенний лист летит над лесом)
- Предложное управление. Учим сочетать глагол с предлогом и с косвенным дополнением (подлежащее – сказуемое предлог – косвенное дополнение) (Мальчик перешагивает через бревно)
- Числительное – существительное.
В конце работы добиваемся связной речи. Методика – составления рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением последовательности действий.
Ребенок должен уметь строить логичный рассказ, типа подписями под картинками. В них нет развернутости т.к. мыслительная функция еще отстает от нормы. Затем, работа с этими детьми продолжается в школе.