Яндекс.Метрика Разделы перспективного плана при алалии

Разделы перспективного плана логопедического воздействия при алалии

Разделы перспективного плана логопедического воздействия при алалии

I. РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ

  1. Формирование восприятия:
  2. Цель: Научить ребенка узнавать изображение предметов контурной штриховой линии.
  3. Узнавание предметов наложением друг на друга;
  4. Научить детей составлять предмет из составных частей различного количества.
  5. Научить детей различать по звуковысотным характеристикам на материале звучащих игрушек;
  6. Научить детей определять направление звука на звучащих игрушках;
  7. Научить детей узнавать предметы на ощупь, т. е.по их фактурной характеристике.

ПАМЯТЬ

  1. Формирование памяти различных видов: зрительной и слуховой.

Задача: довести объем кратковременной до приближения до (7 +2=9) элементов, слуховой до норматива 7-2.

Научить детей запоминать в определенном линейном порядке номера, количество элементов ( от возраста) на материале предметных картинок, геометрических изображений, цифр, серии слов.

МЫШЛЕНИЕ

Формирование основных элементов мышления.

  1. 4 основных вида общения 3 -5 лет;
  2. Предметный: по форме, по размеру, по тяжести, по величине – под одно наименование.
  3. Обобщать по внешним признакам (лимон, огурец, часы) по функции.
  4. Родово – видовые обобщения: фрукты, овощи, ..
  5. Логический признак: живой и неживой.

Умение располагать предметы в определенной последовательности по внешнему признаку:

  1. По размеру;
  2. По высоте;
  3. По длине;
  4. По нарастанию, убыванию цвета( от ярко красного к розовому)
  5. Научить детей сравнивать – сопоставляемые понятия, отличающиеся одним существительным признаком: чем похожи и чем не похожи (девочка – кукла, доска – стекло..)
  6. Обучение детей элементарным счетным операциям.

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

  1. Работа с предметом
  2. Упражнение в равновесии
  3. Упражнение на совершенство ритма движения
  4. Упражнение на развитие пространственных отношений. Развивать у детей ориентировку в пространстве по отношению к какому – либо предмету.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ РУК

Активные упражнения:

  1. Массаж (поглаживание, пощипывание, похлопывание от кончиков пальцев к запястью)
  2. Пассивные упражнения: логопед берет каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают – 3 мин.
  3. Изолированные – показывание каждого пальчика из кулачка.
  4. Перебирать сначала крупные цветные бусы, мозаику и группировать по цвету.
  5. Затем собирать крошки, крупу и спускание бутылку.
  6. Складывание пирамидок.
  7. Нанизывание бус на леску.
  8. Движение пересчета фишек на счетах.
  9. Мозаика.
  10. Показ указательным пальцем предметов.

ИГРЫ

Лепка. Конструирование, аппликация, вырезание, склеивание по методике детского сада.

II. РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (развитие импрессивной речи)

  1. Научить детей понимать простые и сложные инструкции.
  2. Понимание предложений с помощью предлогов.
    • С опорой на ситуацию (через инструкцию положи, спрячь)
    • С опорой на сегментные картинки (отношение одного предмета к другому: Шкаф –платье)
    • С опорой на ситуативную картинку.
    • С опорой на символическое изображение предлогов (чашка..,шкафу)
  3. Научить соотносить название предметов с изображением.
  4. Научить понимать видимые грамматические категории слов: ед. и мн. Число, существительные, время глагола, падежные окончания, род глаголов прошедшего времени, женский и мужской род имени существительного. Ед. и мн. Число прилагательных. Окончание среднего рода.
  5. Научить детей понимать логико – грамматические отношения.
    • Нарисуй сверху, снизу, покажи карандаш ручкой (кто светлее)
  6. Научить детей понимать рассказы соответственно возрасту.
    • Адекватно отвечать на вопрос
    • Придумывать полный зоголовок рассказу, выраженный предложением.
    • Определить последовательность событий: что было первым, что затем, чем закончился рассказ.

III. РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА (экспрессивная речь)

  1. Развитие диалогической речи. Работа над словом.

Формирование слоговой структуры слова у детей.(13 классов)

  1. Название 1 и 2х слоговых слов с открытыми слогами (мука, вата, кони, ива)
  2. Класс 3х сложные слова из открытых слогов (панама, малина, полено)
  3. Класс 1сложные (мак, кот, лук, нож)
  4. Класс 2х сложные слова (каток, веник, лимон, пакет)
  5. Класс 2х сложные со стечением согласных в середине слова (важно, ветка, туфли)
  6. Класс 2х сложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, картон, балкон)
  7. Класс 3х сложные слова с закрытым слогом (котенок, телефон, кабинет, теленок)
  8. Класс 3х сложные слова со стечением согласных (конфета, котлета, калитка, каблук)
  9. Класс 3х сложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, виноград)
  10. Класс 3х сложные слова с 2мя сочетаниями согласных (винтовка, космонавт, картинка)
  11. Класс 1 сложные слова со стечением согласных вначале или конце слова (кнут, танк, клей, хлеб)
  12. Класс 2х сложные слова с 2мя стечениями согласных (кнопка, стопка, брошка)
  13. Класс 4х сложные слова из открытых слогов (паутина, гусеница, Буратино)

Развивая структуру  слова надо работать над семантической структурой слова/

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков родного языка

  1. Развивать у ребенка фонематический слух.
  2. Сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения. (Поставить недостающие звуки, автоматизировать их, дифференцировать со сходными, ввести в самостоятельную речь).
  3. Формирование морфемной структуры слова:
    • научить детей правильно употреблять грамматические формы, изолированные слова.
    • научить детей навыкам словообразования

(Образовывать слова по аналогии, самостоятельно от заданных слов – как называют людей, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ, ВАРЯТ,..)

Скажи что это такое? Соритель, сушитель, ломатель….и т. д.

 

IV. РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ

Задача. Научить детей правильно сочетать слова по смыслу.

  1. Работа по определению структурного аграмматизма;
  2. Научить строить предложения с опорой на модели.
  3. Сказуемое – дополнение в роли предложения. Дай мне, отдай брату, отнеси Оле. Работу над фразой надо начинать всегда со словосочетания, независимо от того, над чем работаем.
  4. Подлежащее – сказуемое (мальчик смеется)
  5. Подлежащее – сказуемое – дополнение (Папа читает газету)
  6. Определение – подлежащее (Белый снег, узкая дорожка)
  7. Определение – подлежащее – сказуемое (Желтые листья лежат)
  8. Определение – подлежащее – сказуемое – дополнение (обстоятельство), (Маленький мальчик сидит дома)
  9. Подлежащее – сказуемое – предлог – дополнение (Галя пошла в школу)
  10. Предложение с противительными союзами: А, НО (У тебя яблоко сладкое, а у меня кислое)
  11. С однородными подлежащими и сказуемыми (Мама смеется и плачет)
  12. С элементами подчинительной связи – подлежащее, сказуемое ( и) , подлежащее, сказуемое. (Дети пришли в школу, чтобы учиться)

Задача: Научить детей сочетать слова во фразе по законам грамматики (преодоление морфемного аграмматизма (Неумение сочетать слова в предложениях по законам грамматики)

Сначала: предложный падеж, винительный, дательный.

Затем: творительный, затем родительный – Он чаще выражается двумя словами.

  1. Подлежащее – сказуемое – предлог – дополнение (в предложном падеже) (Мальчик грустит о маме). Умение сочетать слова по законам согласования – на словосочетаниях (прилагательное – существительное ж.р., м.р, ср.р.) (Осенний лист летит над лесом)
  2. Предложное управление. Учим сочетать глагол с предлогом и с косвенным дополнением (подлежащее – сказуемое предлог – косвенное дополнение) (Мальчик перешагивает через бревно)
  3. Числительное – существительное.

В конце работы добиваемся связной речи. Методика – составления рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением последовательности действий.

Ребенок должен уметь строить логичный рассказ, типа подписями под картинками. В них нет развернутости т.к. мыслительная функция еще отстает от нормы. Затем, работа с этими детьми продолжается в школе.

Разделы перспективного плана логопедического воздействия при алалии обновлено: 4 декабря, 2017 автором: Петрова Наталья
You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставьте отзыв

Вы можете оставить свой комментарий в нашей группе ВК