Автор: Учитель -логопед 1 категории Шилова Оксана Викторовна
Более 150 лет в нашей стране разрабатывается и совершенствуется система помощи детям , которые из-за особенностей развития нуждаются в специальной помощи при воспитании и обучении.
Только родители могут дать своему ребенку любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищен от всех невзгод.
Они не специалисты и не обязаны разбираться во всех тонкостях развития ребенка. Но их внимание к особенностям развития и поведения поможет вовремя заметить признаки возможного неблагополучия и помочь ребенку их преодолеть. И именно родители определяют: попадет ли ребенок в поле зрения специалистов? Получит ли необходимую помощь? Как сложится его обучение? К какому результату оно приведет?
В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребенка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей.
На практике часто встречаются две крайности. Одни родители склонны все особенности развития и поведения своих чад «характером», «шустростью», «ленью», то есть по сути уходить от проблем. Другие болезненно переживают малейшие несоответствия в развитии собственного ребенка «нормам», подгоняют его, упрекают в несостоятельности, фиксируя его таким образом на собственной не успешности и программируя её дальнейшее развитие. И в том и в другом случае ребенок не получает необходимой помощи. Он оказывается заложником родительского самолюбия. Понимая и уважая чувства родителей, хочется направить их усилия в нужное русло: если вы отметили несоответствие между возможностями вашего ребенка и « нормативными» показателями развития, обратитесь к специалистам (психолог, невролог, психиатр, логопед)- только комплексный анализ недостатков развития, их причин и последствий может стать основой для полноценной коррекционной помощи ребенку.
Когда желательна комплексная консультация специалистов? Тогда, когда какое- либо очевидное неблагополучие может повлиять на развитие в целом. Далеко не всегда эти особенности являются проявлениями отставаниями в психическом развитии или указывают на серьезные проблемы. Однако они могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны стать поводом для комплексной диагностики особенностей развития.
Что же это за обстоятельства?
- Ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (Тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах).
- Ребенок имеет (имел) много проблем в первые годы жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.)
- В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние.
- Поздно начал сидеть, стоять, говорить, и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас.
- У ребенка выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения.
- Он наблюдался и получал лечение в связи с состоянием нервной системы ( ДЦП, парезы, параличи, судорожные проявления).
- Не способен следовать инструкции (не может сосредоточиться на деятельности, не понимает с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается).
- Импульсивен (сначала делает, потом думает).
- Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности.
- Неловок, плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора.
- Медленно двигается, говорит и ест, вообще пассивен.
- Неуютно себя чувствует в обществе сверстников, склонен замыкаться или aгрессивен.
- Быстро устает и быстро пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его.
- Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему.
- У ребенка появились новые, несвойственные до этого особенности поведения, или внезапно усилились какие-то особенности характера, поведение стало странным, непонятным.
Указанные проявления, а тем более их сочетание могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Поэтому, чем раньше будут приняты меры, тем лучше будут достигнуты результаты.
Необходимо получить от консультирующих специалистов максимально полную информацию об особенностях вашего ребенка и о предлагаемом пути обучения. Не стесняйтесь задавать вопросы — в результате консультации не должно остаться «темных пятен».
Не все особенности развития предполагают необходимость воспитания и обучения в специализированном детском учреждении. Но большинство из них требует своевременного к себе внимания, так как эти особенности влияют на душевное и физическое самочувствие ребенка. На успешность его развития и усвоения знаний.
Бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребенка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции — несбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в действиях, повышенной утомляемости.
В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления мозговых дисфункций.
- До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребенок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую. Речевое развитие нередко задерживается — ребенок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм с кубиками, конструктором, к сюжетным играм; страдает плохим сном, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.
- С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Педагоги обращают внимание на на его неумение вести себя на организованных мероприятиях; отчетливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. Детям с подобными нарушениями свойственны возбуждение и хаотическая активность в игре, замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности.
- Более отчетливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребенок позже овладевает умением застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.
Психологическое исследования показывает, что дети с мозговыми дисфункциями:
- часто плохо ориентируются в пространстве ( они путают правую и левую сторону, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении).
- слуховое и зрительное внимание у них ограничено
- часто упускаются мелкие детали
- особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей
- переработка полученной информации идет более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится
Все это создает предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счетом) и нарушений поведения в школе.
Если обратить на это внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут скомпенсированы или хотя бы сглажены — и обучение станет более успешным.
Коррекция трудностей, возникающих у детей с ММД, включает и психолого — педагогическое, медицинские мероприятия.
- С помощью лекарств можно сделать ребенка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребенка.
- Психолого — педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений формирование знаний и представлений умения думать, обобщать, выделять главное неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Хороших результатов можно добиться, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребенку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.