Аналитическая справка
по результатам тематического контроля
Тема: «Использование различных форм, средств и методов музыкального развития детей дошкольного возраста»
Цель: анализ деятельности музыкального руководителя ________________, эффективность использования форм, средств и методов музыкального образования детей.
Сроки: с __ по __ _______ 20__ года.
Состав комиссии: Заведующий МДОУ – ________________
Зам. заведующего по воспитательно-методической части – ________________
Вопросы, подлежащие контролю:
- Содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста в МДОУ.
- Эффективность использования музыкальным руководителем форм и методов в музыкальном образовании и воспитании.
Основные формы и методы контроля:
- Анализ перспективного планирования музыкального руководителя.
- Посещение музыкальных занятий в различных возрастных группах.
Результаты проверки:
1. Музыкальный руководитель МДОУ ______________ осуществляет педагогическую деятельность в соответствии с Уставом, Образовательной программой учреждения. Работа ведётся в соответствии с программой дошкольного образования и парциальных программ:
— музыкального воспитания: «Программа воспитания и обучения» в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой (все возрастные группы), «Гармония» Тарасовой К.В., «Музыкальные шедевры» Радыновой О.П.
— музыкально-ритмического воспитания: «Топ, хлоп, малыши!» А.И.Бурениной, Т.Н. Сауко (ранний и младший дошкольный возраст),
— по ритмической пластике для детей дошкольного возраста «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, «Са-фи-дансе» Фирилёвой Ж.Е., Сайкиной Е.Г., «Музыкальная ритмика» Суворовой Т.
— эстетического воспитания: программа «Вдохновение» Макаровой Н.А., Колтаковой Е.Б.
Музыкальным руководителем составлено перспективное планирование по всем возрастным группам в соответствии с требованиями комплексной программы, имеется перспективное планирование по всем возрастным группам по парциальным программам, соответствующее требованиям данных программ и учебному плану учреждения. В перспективном планировании определены цели и задачи музыкального образования и воспитания детей с учётом возрастного развития детей дошкольного возраста. Особое внимание в обучении детей отдается формированию певческих, ритмических и творческих способностей.
2. Основной формой организации музыкальной деятельности педагога ______________ являются фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия. Эти формы работы способствуют повышению интереса детей к музыкальным занятиям, создают эмоциональный комфорт, что способствует повышенной активности детей и обеспечивает решение поставленных задач.
Оптимальному решению воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей способствуют следующие типы музыкальных занятий, используемых педагогом в практической деятельности:
— Традиционные, которые включают упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков, навыков выразительного движения; слушание музыки; упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, разучивание песни, задание на песенное творчество; разучивание танца и музыкальная игра, творческие задания.
— Доминантные занятия. Использование таких занятий способствует коррекции отставания детей в тех или иных видах музыкальной деятельности.
— Тематические занятия, темы которых посвящены явлениям общественной жизни, природе, творчеству композиторов, литературному герою и т.п.;
— Комплексные занятия, на которых решаются задачи с помощью различных видов искусств и видов художественной деятельности.
Формы работы педагога на индивидуальных музыкальных занятиях: танцевальные движения, развитие музыкального слуха и голоса.
Основные методические принципы работы музыкального руководителя МДОУ: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.
Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение: музыкально-ритмическое движение; развитие чувства ритма, музицирование; пальчиковая гимнастика; слушание музыки; распевание, пение; пляски, игры, хороводы.
Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (технология А.Бурениной), коммуникативные игры, танцы, здоровьесберегающие технологии (ритмопластика, артикуляционная разминка и т.д.)
Музыкальный руководитель создаёт условия для развития у детей музыкальных способностей: развивает у детей музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, тембровый), используя музыкальные дидактические игры, приемы моделирования. Развивает у детей певческие способности, музыкально-ритмические движения. Также педагог приобщает детей к мировой и национальной музыкальной культуре: знакомит с произведениями классической и народной музыки, песенного фольклора, с различными, в том числе классическими и народными музыкальными инструментами.
Музыкальный руководитель создаёт условия для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности, поощряет импровизацию детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах, побуждает детей передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения.
Также в работе используются речевые, театрализованные игры, музыкальные сказки и элементарное музицирование. Это способствует развитию полиритмического и интонационного слуха, творчества.
Педагог организует совместную музыкальную деятельность детей и взрослых: проводит совместные праздники детей, родителей и сотрудников.
При взаимодействии с детьми организован индивидуальный подход, учёт их интересов, возможностей и особенности развития. Осуществлена координация деятельности музыкального руководителя с педагогами учреждения и родителями.
Выводы: в МДОУ созданы условия для музыкального воспитания и развития детей, способствующие эстетическому развитию и эмоциональному благополучию:
- система музыкального воспитания;
- система кружковой работы (ритмика).
- система работы по парциальной программе «Вдохновение»
Созданы условия для позитивного восприятия ребёнком окружающего мира самовыражения в свободной деятельности и творчестве детей: музыкальном, танцевальном, речевом. Музыкальным руководителем МДОУ ________________ в работе используются основные и дополнительные программы, направленные на музыкальное развитие детей. Результаты диагностики музыкального развития дошкольников: высокий – 17%, средний –82%, низкий – 5 %.
Предложения и рекомендации: музыкальному руководителю продолжать работу по использованию в музыкальном воспитании и образовании детей дошкольного возраста современных, инновационных технологий; больше предоставлять возможность детям в праве выбора средств для импровизации и самовыражения (музыкальных инструментов, роли, сюжетов; видов деятельности — пение, танец, ритмические движения и пр.).
Члены комиссии:
Заведующий МДОУ – _____________ / ______________ /
Зам. заведующего по
воспитательно-методической части – _____________ / ______________ /
Ознакомлена:
музыкальный руководитель: _____________ / ______________ /