Автор: Елсуфьева Татьяна Викторовна учитель-логопед 1 категории.
Цели занятия:
Коррекционно-обучающие:
- Расширять и углублять знания детей о насекомых, активизировать активный словарь.
- Формировать навыки фонематического анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений.
- Продолжать учить составлять сложносочиненные предложения с предлогом, согласовывать числительные с существительными.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать воображение, слухоречевое внимание, зрительное, память и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; воспитание любви, бережного отношения к природе.
Для занятия потребуются:
- Панно насекомые на полянке.
- Предметные картинки с насекомыми.
- Карточки со слогами
- Набор букв для игры «сложи слово»
- Фрагмент С.Прокофьев « Марш»
- Фрагмент И.Штрауса «Вальс»
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Логопед:
Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Солнечные лучи нежно прикасаются к цветочным лепесткам. Росинки медленно скатываются по стебельку. Цветы встряхивают свои головки и просыпаются.
Ребята отгадайте загадки:
Домовитая хозяйка
Полетает над лужком
Похлопочет над цветком (пчела)
Он поделится медком
Не зверь, не птица,
А нос как спица (комар)
Логопед:
Как назвать, одним словом?
Дети:
Насекомые.
Логопед:
А вы знаете загадки про насекомых?
Дети:
Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка)
На ромашку у ворот опустился вертолет,
Золотистые глаза, кто же это? (стрекоза)
Одежду не шьет, а только ткет (паук)
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел (бабочка)
Логопед:
Ребята давайте поиграем в игру на внимание «Слушай и запоминай»
«Слушай и запоминай, насекомых называй.
Муравей, пчела, оса, бабочка и стрекоза»
Логопед:
Давайте послушаем музыку (звучит фрагмент «Марш» С. Прокофьева) и представим насекомых, а вы мне скажите, кто кого увидел на нашей полянке.
Дети:
(Называют насекомых — жук, кузнечик, гусеница)
Логопед:
«Подбери признак» подбор признаков, образование относительных прилагательных.
Гусеница, какая?
Дети:
Большая, маленькая, черная, зеленая, некрасивая, скользкая, неприятная…
Логопед:
Игра « Почини слова»
Например:
ха — му = муха;
ра – вей – му = муравей;
ла- пче = пчела;
мар — ко = комар;
чок- жу = жучок;
за – стре – ко = стрекоза
Дети:
Выполняют задание
Логопед:
Пока мы с вами выполняли задание, наша гусеница превратилась в кокон. Давайте покажем, как появляется из кокона бабочка.
Физкультминутка
Звучит «Вальс» И.Штрауса (дети показывают движениями, как появляется бабочка)
Логопед:
У каждого ребенка по две картинки с изображением насекомых.
Ребята, нужно придумать предложение, используя сразу две картинки.
«Сколько насекомых?» согласование числительных с существительными.
Дети:
У меня на полянке 5 жуков и 2 стрекозы.
У меня в террариуме 2 паука и 3 мухи. т. д.
Логопед:
Игра «Собери слово»
Ребята, посмотрите и назовите буквы, которые вы видите. Назовите букву, которая находится справа от буквы М; слева от С; между А и У. Назовите цифры под буквами, возьмите буквы и выложите схемы. Какие получились слова?
К Р О Х М У С А
1 2 3 4 5 6 7 8
Например: 13582- комар
5648-муха
378-оса
III. Итог занятия.