Автор: Шилова Оксана Викторовна учитель-логопед 1 категории.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки белобоки» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективно происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Часто родители задают вопрос: когда начинать развивать руку ребенка? Такую работу следует начинать с рождения малыша. Сжатые кулачки ребенка надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти – от мизинца к запястью.
Массаж кистей рук можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой – по наружной поверхности кулачки от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой – по подушечкам пальцев. С малышом 1-2 месяцев такие упражнения проводятся каждый день по 3 раза в течение 10-20 секунд и состоят из 4-6 движений (и так до 5-7 месяцев).
С 1-2 до 3-5 месяцев полезно вкладывать в разжатые кулачки ребенка круглые предметы так, чтобы один пальчик находился с противоположной стороны от остальных пальцев. Надо помочь малышу удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону. С 3 месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого, а также доставать рукой ногу. Для привлечения внимания ребенка к собственной ноге можно подвесить яркий помпончик. С 5 месяцев надо побуждать малыша брать игрушку сверху, снизу, сбоку.
Игрушки должны быть различной формы, с различной поверхностью (губка, прищепки для белья, колечки, ткани, морковки). С 7 месяцев к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию. Если ребёнок в 7 месяцев умет самостоятельно доставать прямой указательный палец из кулачка (погрози «ну-ну»), то как правило «речевых» проблем у него наблюдаться не будет.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать деревянные шарики разного диаметра, шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. В полуторагодовалом возрасте малышам даются уже более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень важно, чтобы такие игры-шнуровки сейчас можно купить в магазине: пуговки, домики, ежики, деревья, а также игры с различными видами застежек и завязок. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, в которых движения пальчиков сопровождаются речью.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно.
Комплекс упражнений №1.
(выполняются сидя за столом)
- Свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно.
- Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой поочерёдно.
- Поочерёдное поднимание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки, левой руки, обеих рук вместе.
- Имитация игры на пианино.
- Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе)
- «Бегают человечки»- указательный и средний пальцы правой руки, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперёд и назад.
- «Футбол»- забивание шариков, карандашей одним, двумя и т. д. пальцами.
Комплекс упражнений №2.
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз)
- ладонями вверх;
- ладонями вниз;
- обеих рук одновременно;
Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек.
2. Вращение кистями рук (по 10 раз):
- в правую сторону,
- вовнутрь (обеими кистями),
- наружу.
3. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз)
- одновременно,
- правой, левой по очереди.
4. Прогибание кистей рук (по 10-15 раз)
- одновременно,
- правой, левой по очереди.
5.Чередование прогибания и выгибания.
6. Соприкосновение подушечек пальцев — «Пальчики здороваются» (по 10-15 раз)
- пальцы правой руки- с большим пальцем правой руки.
- Пальцы левой руки – с пальцем левой руки.
- То же одновременно двумя руками.
- Пальцы правой руки- с пальцами левой.
7. «Щелчки» (по 10 раз)
8. «Коготки» сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10 раз)
9. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз)
- Правой руки, сначала начиная с большого пальца, затем с мизинца
- Левой руки
- Обеих рук одновременно
10. «Ножницы» — разведение пальцев в стороны (по 10 раз)
- Правой, затем левой руки.
- Обеих рук одновременно.
- Соединив ладони вместе.
11. «Замок»- ладонями вместе, пальцы переплетены (по 10-20 раз)
- Сдавливание ладоней с силой.
- Вращение (поворот вправо-влево)
- Наклоны вправо-влево – сгибание и разгибание в лучезапястных суставах.
- Разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетённых пальцев.
- «солнечные лучи»- руки в «замке» подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы разжимаются и сжимаются вновь.
12. Упражнения с сомкнутыми ладонями (по 5-10раз)
- Сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо-влево, преодолевая сопротивление.
- Движения сомкнутыми ладонями перед грудью вперёд- назад.
- Сомкнутые ладони вытянуты вперёд — разведение кистей в стороны, не размыкая запястий.
- Сомкнутые ладони подняты вверх разведение кистей, не размыкая запястий — «Цветок»
13. «Фонарики»- вращение свободными кистями рук (по 10 раз)
14. Потряхивание раслаблеными кистями.
- Руки вверх.
- Руки в стороны.
- Руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.
Самомассаж кистей рук.
- Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание ладоней движениями вверх- вниз.
- Растирание боковых поверхностей сплетённых пальцев
- Разминаний, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.
- Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять движение двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
- Разминание кисти правой руки пальцами левой руки и наоборот, затем поочерёдное растирание.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой мотороки рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений – это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.