Паспорт кабинета
Нормативно правовые документы:
Инструктивно-нормативные документы
Основные направления развития национальной системы образования (Постановление Совета Министров от 12. 04. 1999г. № 500 – в сб. «Нормативные документы Мнистерства образования 1999г. № 6).
Закон РБ «О правах ребенка» от 19. 11. 1993г. № 2-570 (Ведомости Верховного Совета).
Закон РБ «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О правах ребенка» (палата представителей от 02.10. 2000г. Одобрено 12.10.2000г. — Ж. «Пачатковая школа» № 11, 2001г.)
Закон РБ «О внесении изменений и дополнений Закон «Об образовании РБ» от 19.03.2002, № 95 – 3, — в сб. «Нормативные документы Министерства образования».
Концепции реформирования специального образования (приказ министерства образования РБ 03.11.1999, № 600, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 1.
Программа Реформирования специального образования РБ (Приказ Министерства образования РБ от 31.08.2001, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 11.
Концепция о дошкольном образовании РБ (Постановление Министерства образования от 16.08.2000г. № 35, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2000г. № 10.
Программа реализации концепции дошкольного образования РБ (Приказ Министерства образования 29.12.2000, № 500, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2000г. № 3.
Положение об интегрированном обучении и воспитании детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (постановление Министерства образования 25.02.2002 № 5 – в сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2002г. № 7.
Примерное положение о специальных дошкольных учреждениях для детей с недостатками в умственном и физическом развитии в РБ (Приказ Министерства образования 28.06.1993 № 203 — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 1993г.
Положение о ПКПП – 20.11.2000г. № 5
Дополнение о внесении изменений в положение о ПКПП от 01.04.2003г.
Примерное положение о ЦКРОиР (Пириказ 31.08.1999 №559 — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 1999г. № 11.
Методические рекомендации по упорядочению деятельности ГЦКРОиР (Постановление от 05.04.2000 г. № 08 – 06/75 — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 6.
Положение об учреждении обеспечивающим получение дошкольного образования.
Концептуальная модель ранней педагогической помощи детям с особенностями развития. Е.М.Калинина (Ж. «Дефектология № 4 2004г.).
Закон РБ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития» (специальном образовании) от 18.05.2004 № 285 – 3, «Настауніцкая газета» от 05.06.2004г.
Положение «О внесении изменений и дополнений в Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи (Постановление Министерства образования РБ от 09.11.2004 № 65).
Программы:
- Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа воспитания и обучения детей с ОНР» (старшая, подготовительная группа).
- Т.Б. Филичева «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» (старшая – подготовительная)
- Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. Л.В. Лопатиной.
Инновационные технологии:
- Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.»
- О.В. Закревская «Система работы по профилактики отставания и коррекция отклонений в развитии»
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия у детей с ОНР.»
- И.И. Ермакова « Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков».
- Т.А. Ткаченко « Логопедические упражнения» (готовимся к школе по интенсивной методики)
- З.Е. Агранович « Предупреждение лексико-грамматического недоразвития у детей с ОНР»
- Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду»
- Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева «Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников»
- Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР»
- В.И. Селиверстов «Речевые игры детьми»
- Н.С. Четверушкина «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет»
Документация учителя-логопеда:
- Протоколы заседаний ПМПК по набору и выпуску детей из логопедических групп
- Речевые карты детей
- Перспективный план работы на учебный год (годовой)
- Планы (конспекты) групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий
- Индивидуальный план работы с ребенком
- Индивидуальная тетрадь ребенка
- Тетрадь посещаемости детьми индивидуальных логопедических заняий
- Тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей логопедической группы
- Журнал обследования речи и движения детей в образовательном учреждении
- Сетка занятий на текущий период
- Тематические консультации для родителей и педагогов
- Циклограмма
- Отчеты логопеда
- Паспорт логопедического кабинета
Диагностический материал:
1.Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников 3-4 лет
- пирамидка, разрезная картинка (2,3,4ч.), матрешка(3-5 сост.), доска Сегена
- игрушки
- предметные картинки
- сюжетные картинки, сюжетные ряды
- игры для соотнесения по цвету и форме
- счетные палочки (для конструирования)
- цветные карандаши (фломастеры)
- бумага
2.Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников 4-5 лет
- счетные палочки
- почтовый ящик
- пирамидка
- матрешка
- разрезная картинка (4-5 частей)
- сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.)
- игра «Времена года»
- конструктор
- предметные картинки (телевизор, верблюд, скворечник, клубника, отвертка, велосипед)
3.Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников 5-6 лет
- счетные палочки
- сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.)
- разрезная картинка (5-6 ч.)
- конструктор
- предметные картинки (сложная слоговая структура слов)
- игра «Времена года»
Материал по работе с родителями, педагогическое просвещение:
Темы консультаций для родителей
- «Речевые нарушения и причины их возникновения».
- «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения».
- «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи».
- «Если ребенок плохо говорит».
- «Физиологические несовершенства произношения у малышей».
- «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».
- «Особенности овладения детьми звукопроизношением».
- «Особенности обучения детей чтению в домашних условиях».
- «Знакомство с артикуляционным аппаратом».
- «Если вас тревожит развитие вашего ребенка».
Темы консультаций и практикумов для воспитателей и специалистов.
- «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»
- «Влияние родительских установок на речевое развитие детей»
- «Приемы коррекции нарушений слоговой структуры слова»
- «Правила работы в тетради домашних заданий»
- «Работа с гиперактивными детьми»
- «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».
- «Формирование звукового восприятия, звукового анализа и синтеза»
- «Формирование связной речи и логического мышления».
- «Логопедические тренинги по автоматизации звуков»
- «Самомассаж рук при подготовке детей к школе»
- «Упражнения для развития языкового анализа и синтеза
- «Развитие мелкой моторики руки»
Методическая литература:
- Колесникова Е.В. Раз словечко два словечка. М.: «Гном – пресс»,1998
- Филичева Т.Б., ЧевелеваН.А., Г.В.Чиркина М.1993
- Методы обследования речи детей. Под ред. Г.В.Чиркиной М.: АРКТИ, 2005
- Педагогическая диагностика и коррекция речи. Под ред. М.А. Поваляевой, РГПУ 1997
- Винарская Е.В. Дизартрия. М.: АСТ:Астрель,2006
- Забродина Л.В., Ренизрук Е.С. Тексты и упражнения для коррекции лексико — грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: АСТ: Астрель,2006
- Визель Т.Г. Как вернуть речь. М.: Изд-во Эксмо — Пресс 2001
- Тарабарина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль: «Академия развития», 1998
- Лопухина И.С. Упражнения для развития речи. СПб.: Дельта, 1997
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: «Академия развития», 1998
- Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб.:Дельта, 1999
- Логопедия. Под редакцией Волковой, М.: Просвещение,1989
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения М.: Просвещение,1989
- Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстого, М.: Просвещение,1979
- Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. М.: «Изд-во ГНОМ и Д»,2004
- Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Ярославль: « Академия развития», 1998
- Настольная книга логопеда. Сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. ШевцоваМ.: АСТ: Астрель,2005
- Бенилова С.Ю. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения ЦНС. М.: Прометей; Книголюб 2003
- Рождественнская В.И. Воспитание речи заикающихся дошкольников. М.: Просвещение,1960
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб.: Питер Пресс,1997
- Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. М.: Просвещение,1984
- Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо — моторных навыков у детей. Ростов н/Д: Владос, 2003
- Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: «Детство- пресс» 2003
Наглядно-дидактический материал:
Разделы | Дидактические игры и пособия |
Развитие внимания, памяти, мышления | Мозаики различной конфигурации и сложности, « Четвертый лишний», пирамидка, счетные палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник» |
Формирование звукопроизношения | «Угадай-ка», « Логопедическое лото», Пособия для формирования слоговой структуры слова, предметные картинки на звуки, комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков. |
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа | Набор звучащих предметов, схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения, звуковая линейка, «Звуковые домики», « звонкий — глухой», |
Грамота | Магнитная азбука, касса букв, книги Азбука, |
Формирование лексико-грамматического строя речи | Предметные картинки по лексическим темам, игры на развитие навыка словообразования, карточки-задания по развитию лексико-грамматического строя, предметные картинки по подбору антонимов. |
Связная речь | Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления описательных и сравнительных рассказов, наборы текстов для пересказов, набор «Кукольный театр» |
Развитие мелкой моторики и речевого дыхания | Юла, мозаика, Кубики, конструкторы, свистульки, мыльные пузыри, Веселая шнуровка, трафареты, карандаши, фломастеры. |
Мебель:
- Доска (магнитная доска) -1
- Зеркало настенное (50х100) – 1
- Книжные полки-1
- Столы детские – 1
- Стулья детские – 4
- Стол письменный – 1
- Стул – 1
- Шкафы для игрушек и пособий
Оборудование:
- Зеркала для индивидуальной работы (9х12) — 6
- Зонды для постановки звуков — 6
- Зонды для проведения массажа языка- 8
- Средства дезинфекции
- Вата