Пояснительная записка
Система коррекционно-образовательной деятельности в условиях МДОУ предусматривает индивидуальные и подгрупповые занятия. Задачи и содержание занятий определяются исходя из структуры речевого дефекта, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями.
В логопедических группах реализуются следующие программы:
- Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Программа воспитания и обучения детей с ОНР» (старшая, подготовительная группа).
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» (старшая – подготовительная)
- Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. Лопатиной Л.В.
Инновационные технологии:
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»
- Закревская О.В. «Система работы по профилактики отставания и коррекция отклонений в развитии»
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия у детей с ОНР»
- Ермакова И.И. «Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков»
- Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения» (готовимся к школе по интенсивной методики)
- Агранович З.Е. «Предупреждение лексико-грамматического недоразвития у детей с ОНР»
- Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду»
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников»
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР»
- Селиверстов В.И. «Речевые игры детьми»
- Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет»
Использование программ и пед. технологий обучения и воспитания дошкольников с ФФН, ОНР строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов в развитии психических процессов.
Содержание данных программ направленно на реализацию следующих принципов воспитания и обучения:
- Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Принцип системного изучения всех психических характеристик лежит в основе концепции С.В.Выготского о структуре дефекта. Эта концепция позволяет организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры речевого дефекта.
- Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
- Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами. С учетом данного принципа происходит объединение детей в подгруппы и их обучение.
- Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам-концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. Монотемная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.
- Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложного, от известного к неизвестному.
- Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу, обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.
- Принцип минимизации предполагает отбор необходимого минимума речевого материала, ситуаций, тем общения, соответствующих темам, задачам и этапам в каждой ступени коррекционно — развивающего обучения.
- Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
- Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную (учет желаний и интересов, эмоциональной сферы, статуса в коллективе), субъектную (свойства ребенка как субъекта деятельности), индивидную.
- Принцип интенсивности предполагает использование на занятии различных приемов, (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности).
- Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка, языковых обобщений.
- Принцип активности, обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
- Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно — развивающего обучения.
Основным содержанием логопедических занятий является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. Первостепенной задачей является развитие связной речи на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных синтаксических конструкций.
Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности. Большое внимание уделяется переработке накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формирование умений устанавливать причинно- следственные связи между событиями и явлениями с целью определения их последовательности и ориентировки во времени.
Проводится работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова. На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоплению и осознании языковых явлений, формированию языковых обобщений, становлению «чувства языка», что способствует подготовке детей к продуктивному усвоению школьной программы.