Пояснительная записка

Пояснительная записка

Система коррекционно-образовательной деятельности в условиях МДОУ предусматривает индивидуальные и подгрупповые занятия. Задачи и содержание занятий определяются исходя из структуры речевого дефекта, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями.

 

В логопедических группах реализуются следующие программы:

  • Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Программа воспитания  и обучения детей с ОНР» (старшая, подготовительная группа).
  • Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» (старшая – подготовительная)
  • Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. Лопатиной Л.В.

 Инновационные технологии:

  • Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей  с ОНР»
  • Закревская О.В. «Система работы по профилактики отставания и коррекция отклонений в развитии»
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия у детей с ОНР»
  • Ермакова И.И. «Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков»
  • Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения» (готовимся к школе по интенсивной методики)
  • Агранович З.Е. «Предупреждение лексико-грамматического недоразвития у детей с ОНР»
  • Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду»
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников»
  • Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР»
  • Селиверстов В.И. «Речевые игры  детьми»
  • Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет»

 

 Использование программ и пед. технологий обучения и воспитания дошкольников с ФФН, ОНР строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов в развитии психических процессов.

Содержание данных программ направленно на реализацию следующих принципов воспитания и обучения:

  1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Принцип системного изучения всех психических характеристик лежит в основе концепции С.В.Выготского о структуре дефекта. Эта концепция позволяет организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры речевого дефекта.
  2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
  3. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном  обучении детей  в соответствии с их возможностями и проблемами. С учетом данного принципа происходит объединение детей в подгруппы и их обучение.
  4. Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам-концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. Монотемная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.
  5. Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложного, от известного к неизвестному.
  6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу, обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.
  7. Принцип минимизации предполагает отбор необходимого минимума речевого материала, ситуаций, тем общения, соответствующих темам, задачам и этапам в каждой ступени коррекционно — развивающего обучения.
  8. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
  9. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную (учет желаний и интересов, эмоциональной сферы, статуса в коллективе), субъектную (свойства ребенка как субъекта деятельности), индивидную.
  10. Принцип интенсивности предполагает использование на занятии различных приемов, (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности).
  11. Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка, языковых обобщений.
  12. Принцип активности, обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
  13. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно — развивающего обучения.

Основным содержанием логопедических занятий является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. Первостепенной задачей является развитие связной речи на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных синтаксических конструкций.

Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности. Большое внимание уделяется переработке накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формирование умений устанавливать причинно- следственные связи между событиями и явлениями с целью определения их последовательности и ориентировки во времени.

Проводится работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова. На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоплению и осознании языковых явлений, формированию языковых обобщений, становлению «чувства языка», что способствует подготовке детей к продуктивному усвоению школьной программы.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставьте отзыв